Дьявол носит «Prada» (2 взгляда на фильм)  


Вместо предисловия…
Фильм «Дьявол носит “Prada”», вышедший в России в широкий прокат в начале октября 2006 года, вызвал вокруг себя ажиотаж и, как следствие, породил немало рецензий. Почти все критики (да и обычные зрители) после просмотра, во-первых, отмечали сходства и различия фильма и книги Лорен Вайсбергер «Дьявол носит “Prada”», по которой был написан сценарий и снята кинокартина, а во-вторых, давали оценку поведения главных героинь. Мнения разделились. Не станем здесь сопоставлять фильм и книгу, подробно писать о том, что совпадает, а что нет. Об этом и так достаточно написано. Будем оценивать только фильм как явление искусства. Попытаемся обобщить все отзывы и привести их «к общему знаменателю».


Первая точка зрения. Ангел.
Что значит эта мода, ничтожная, незначащая, которую допустил вначале человек как мелочь, как невинное дело, и которая теперь, как полная хозяйка, уже стала распоряжаться в домах наших, выгоняя всё что есть главнейшего и лучшего в человеке?
Н.В. Гоголь
Светлое воскресение
Милая провинциалка Андреа хочет стать журналистом и работать в еженедельном журнале «Нью-Йоркер». Зная, насколько трудно осуществить эту мечту, она решает на год устроиться в журнал мод «Подиум», редактором которого является королева гламурного мира Миранда Пристли. Существует мнение, что перед человеком, который проработал с Мирандой хотя бы год, открываются огромные перспективы: любой журнал распахнёт перед таким журналистом свои двери. Андреа не интересен мир моды, ей скучно смотреть на манекенщиц, она плохо разбирается в брендах, марках, лейблах и т.п., но ей нужна работа в журнале «Подиум» ради дальнейшей карьеры.
Оказавшись в офисе Миранды, Андреа постепенно начинает понимать, насколько жесток и бесчеловечен этот глянцевый мир высокой моды. Эмили, первая ассистентка Миранды, с самой невыгодной стороны представляет Андреа боссу, подчёркивая, что эта провинциалка – типичное «не то». Миранда холодно беседует с претенденткой на место секретарши, однако всё-таки решает рискнуть и берёт Андреа на работу. Девушку поражает то, насколько сильно Миранду боятся её сослуживцы: перед появлением босса в офисе царит неразбериха, все суетятся, боясь вызвать гнев строгой и требовательной начальницы. «Она недовольна, если только все не в панике и не на грани самоубийства».
Первые рабочие дни для Андреа становятся настоящим адом: Миранда, цедя слова сквозь зубы, отдаёт приказания, скороговоркой называет множество незнакомых Андреа фамилий, имён, телефонов, ничего не объясняет подробно, а порой просто требует невозможного! Так, во время сильнейшей грозы, когда всюду отменяют рейсы, Миранда настаивает, чтобы Андреа приобрела билет на самолёт «Майами – Нью-Йорк». Девушка логично объясняет, что все рейсы отменены из-за урагана. «Да какой ураган, просто моросит…» – парирует Миранда, хотя видит, как сверкает молния и хлещет дождь. Не выполнив просьбу босса, Андреа выслушивает длинный монолог Миранды о том, как та недовольна её работой. Нельзя не заметить деспотизм такой начальницы, которая, вероятно, считает, что всё в мире существует лишь в угоду ей, даже погода должна подчиняться её желаниям. В глазах Андреа Миранда Пристли, действительно, кажется исчадием ада, дьяволом, надевающим дорогую одежду.
Девушка воспринимает браслеты, серьги, сумочки и т.п. как незначительные мелочи и полагает, что люди, принадлежащие к модному миру, занимаются глупостями, тратят своё время зря. Но постепенно она начинает привыкать к гламуру. (В основе фильма - традиционный романтический сюжет: талантливый и неординарный человек прельщается роскошью, деньгами, богатством – читай об этом в повести Гоголя «Портрет»). Андреа меняет скучную юбку до колена на эффектные узкие брючки, отказывается от мешковатого свитера. Ей даже начинает нравиться такая жизнь, и девушка с радостью приносит друзьям подарки (телефон, духи, сумку), приобретённые благодаря работе в журнале «Подиум». К сожалению, Андреа замечает, что у неё стали изменяться в худшую сторону отношения с её молодым человеком. Она хранит другу верность, старательно игнорирует намёки гламурного красавца, однако из-за работы не успевает во время прийти на день рождения своего парня. Приятели Андреа обвиняют подругу в том, что она стала такой же, как красотки с глянцевых обложек. Девушке не хочется в это верить.
Внезапно перед Андреа открывается возможность поехать с Мирандой в Париж. Об этой поездке давно мечтала старшая ассистентка босса (Эмили), но Миранда хочет ехать именно с Андреа. Героиня соглашается, хотя и знает, что Эмили будет страдать. Потом, уже находясь во Франции, Миранда во время приватного разговора с ассистенткой говорит, что Андреа предала Эмили, сделав так, как выгоднее для неё самой. Андреа начинает утверждать, что никого не предавала: «У меня не было выбора». «Нет, ТЫ выбрала. И если ты выбираешь эту жизнь, то тебе придётся принимать такие решения» «Я не хотела этого». Миранда с загадочно-дьявольской улыбкой: «Все хотят этого. Все хотят быть, как мы». Именно в этот момент Андреа начинает осознавать, что Миранда, к сожалению, права. Девушка, стараясь побороть презрение к себе, решает резко порвать с миром мод и, оставив Миранду, бросает вечно трезвонящий сотовый в фонтан. Андреа, помня о разбитой семье Миранды (королева гламура переживает очередной развод), не хочет свою свободу, личную жизнь и семейное счастье привносить в жертву богу моды, этому безжалостному молоху.
Приехав в Америку и встретившись со своим любимым, Андреа пытается осмыслить произошедшее: «Я отвернулась от друзей, от семьи и ради чего…». Друг: «Ради туфель и рубашек, поясов и блузок…». Девушке становится ясно, что её уход из журнала «Подиум» – своеобразное освобождение её души, разрыв с миром ложного блеска и сусального золота. В итоге она устраивается в тот журнал, о котором давно мечтала, и во время собеседования узнаёт, что её статья об уборщиках, некогда скептически отвергнутая Мирандой, принимается «на ура». Даже негативная характеристика Андреа, данная редактором «Подиума» («Андреа – моё самое большое разочарование»), оказывается девушке на руку – благодаря этому её начинают ценить ещё больше. Последний акт освобождения – отказ Андреа от одежды, приобретённой в Париже. Больше её уже ничего не связывает с миром мишуры, глянца и фальши. Миранда, потерявшая сотрудницу, которая на время стала её «правой рукой», пытается вычеркнуть Андреа из своей памяти. Встретившись с ней на улице, законодательница мод ни жестом, ни взглядом не выдаёт себя, скрывая то, как она оценивает поступок девушки. Поправив солнечные очки, она медленно садится в машину и уезжает. Андреа в свою очередь весело машет Миранде рукой и пешком идёт по улице Нью_Йорка. Она, как булгаковская Маргарита, теперь «счастлива и свободна!»

Очевидно, эту мысль хотел донести до нас режиссёр фильма «Дьявол носит “Prada”». Если смотреть фильм Дэвида Фрэнкела с религиозной точки зрения (а на это толкает само название!), то никакой морали, нравственности и человеколюбия в мире высокой моды мы не обнаружим. Но выглядит ли эта кинокартина как анафема глянцевым обложкам, воспринимаем ли мы всё увиденное как высмеивание гламура, как выявление его пустоты, бездуховности, примитивности. Наверное, нет. Почему же? Почему существует


Вторая точка зрения.Дьявол.
Вероятно, автор бестселлера «Дьявол носит “Prada”» Лорен Вайсбергер, создавая своё произведение, преследовала цель как можно сильнее очернить своего босса Анну Винтур, главного редактора журнала мод «Vogue». Читая книгу, мы, действительно, на стороне бедняжки Андреа. Фильм – иное дело. Перед обаянием Мерил Стрип, блистательно сыгравшей Миранду Пристли, устоять невозможно. С первого кадра (Миранда выходит из шикарного авто, крупным планом – её изящная ножка в туфельке на высоком каблуке) мы влюбляемся в неё, заворожённо следим за каждым шагом, жестом, поворотом головы. Уверенность, целеустремлённость, энергия Миранды, её умение «видеть глубинные желания людей», – всё это не может не покорить! Действительно, такой шикарной женщине позволено многое! В книге Вайсбергер есть такой эпизод: Эмили рассказывает Андреа о том, какая работа её ждёт. Она произносит затверженные, много раз произносимые слова монотонным голосом, но как только упоминает о начальнице, оживляется, осознавая значимость Миранды для мира высокой моды: «Необходимо понять, что ваша работа не будет связана с редакторскими функциями. В качестве младшего секретаря Миранды Пристли вы должны будете предугадывать и исполнять ее пожелания; заказывать канцелярские принадлежности ее любимой фирмы, сопровождать ее во время походов по магазинам - это может быть все, что угодно, но это всегда интересно. День за днем, неделю за неделей вы будете проводить рядом с этой удивительной женщиной. А она удивительная женщина!» Действительно, когда наблюдаешь за «великой прекрасной» Мерил в роли «великой и ужасной» Миранды, веришь, что ради такой «удивительной женщины» можно горы свернуть.
Андреа приходит к всемирно известной Миранде Пристли, но в глубине души она с ней работать не хочет и не испытывает к этой известной женщине ни симпатии, ни уважения. Ей изначально чужд мир моды. «Подиум» для Андреа– всего лишь своеобразный пропуск в двери редакции литературно-поэтического и сатирического журнала «Нью-Йоркер». Возникает логичный вопрос – почему бы милой провинциалке, пишущей о трудной работе мусорщиков-уборщиков, не поработать в том журнале, который тематически близок «Нью-Йоркеру», если уж сразу в сам «Нью-Йоркер» она идти опасается, боясь, что не возьмут из-за отсутствия опыта. Зачем идти в «Подиум», лезть туда, где тебя не ждут и где тебе самой совершенно не интересно? Или это особый вид мазохизма? В фильме (да и в книге) неоднократно повторяется, что миллионы девушек готовы на всё ради того, чтобы работать с Мирандой Пристли. Зачем же Андреа занимает чужое место?
Но она его всё-таки заняла. И что же получилось? В самом начале работы девушка продемонстрировала свою абсолютную некомпетентность в вопросах, связанных с модой. Вспомним сцену, когда Андреа смеётся над тем, что одинаковые с её точки зрения пояса называют различными. Миранда, услышав смех, тут же ставит провинциалочку на место: «Ты думаешь, что к тебе это не относится?! Ты открываешь свой шкаф и выбираешь…Например, этот мешковатый свитер. Ты таким образом словно пытаешься сказать миру, что ты слишком серьёзна и что тебе всё равно, что на тебе надето. Но ты не знаешь, что цвет твоего свитера не просто синий. Он не голубой, не бирюзовый, он – лазурный!» Далее следует целая лекция об истории лазурного цвета и его роли в коллекциях известнейших модельеров XX века. Этот монолог доказывает, что Миранда Пристли, действительно, профессионал высокого уровня, знающий и теорию, и историю моды. Андреа до конца этого не понимает. Не понимает она также и того, что секретарша самой Миранды должна быть одета эффектно и элегантно. Как может компаньонка женщины, имеющей вес в мире высокой моды, не думать о том, как она выглядит. Та одежда Андреа, в которой девушка появляется в офисе Пристли, подходит, скорее, для работы в архиве университетской библиотеки и напоминает несуразные наряды нашей Кати Пушкарёвой из сериала «Не родись красивой» (только русская «золушка», действительно, не очень хороша собой, а актриса Хэтэуэй, сыгравшая Андреа, обладает прекрасными внешними данными).
Андреа постепенно привыкает к своей работе, «входит во вкус» и приносит подарки своим друзьям. Этот эпизод совсем не однозначен. Приятели Андреа, во-первых, прекрасно знают, кто такая Миранда Пристли и какое колоссальное влияние она оказывает на современную культуру моды, во-вторых, они с восторгом принимают от Андреа подарки – заметим, вещи самой Миранды, когда-либо ей подаренные и ею отвергнутые (например, невероятно дорогой сотовый телефон). Пухлая негритянка радостно визжит, когда Андреа протягивает ей сумочку от модного модельера. Приятель высказывает мысль о том, что эффектные аксессуары – способ выразить собственную индивидуальность. Всё это свидетельствует о том, что знакомые Андреа интересуются модой, стремятся понимать её законы и пытаются им следовать. Андреа, находясь среди своих приятелей в кафе, слышит телефонный звонок: звонит Миранда. И те люди, которые только что с восторгом прижимали к себе вещи Пристли, теперь делают всё, чтобы Андреа не ответила на телефонный звонок. Ясно, что они не уважают ни Миранду, ни свою подругу Андреа. Хороши друзья! Стоит ли ради них чем-то жертвовать?
Да, возможно, Андреа, устроившись в «Подиум», слишком много уделяет времени работе, беспрекословно выполняя все приказания своей начальницы, но ведь и сама Миранда как человек, полностью поглощённый любимым делом, чрезвычайно требовательна не только к своим подчинённым, но, прежде всего, к самой себе. И мы бы не возмущались, если бы столь требовательным и даже порой жестоким был руководитель-мужчина. Женщине-руководительнице традиционно следует быть более покладистой. Но Миранда знает – только жёсткий руководитель может добиться высоких результатов и достичь успеха. Отсюда – требовательность и к себе, и к другим. «Подиум» для Пристли – ВСЁ, ради глянцевых страниц журнала она жертвует даже личной жизнью. Но она готова на такую жертву. Миранда очень хорошо понимает: если она и её окружение не будет на высоте, то «Подиум» перейдёт к другому редактору. А этого Миранда допустить не может – она слишком ценит свою работу и слишком хорошо разбирается в современной моде, чтобы позволить кому-то, кроме неё, держать в руках бразды правления. Это подтверждает следующая сцена. Миранда, находясь в Париже, говорит Андреа: «Правда в том, что нет никого, кто может то, что могу я». Безусловно, это так. У Миранды можно многому поучиться: и самообладанию, и целеустремлённости, и высочайшему профессионализму. Кстати, недаром Андреа, устраиваясь в журнал «Нью-Йоркер», признаётся, что многому научилась во время работы в «Подиуме».
Действительно, именно Миранда вывела эту провинциальную девчушку на другой уровень миропонимания, познакомила с интересными людьми, научила не только эффектно одеваться, но и, что не менее важно, серьёзно относиться к работе и не пасовать перед трудностями, делая невозможное возможным. Андреа прошла великолепную школу жизни. И, понимая это, она всё-таки поступила с Мирандой Пристли (а не только с мечтавшей о Париже Эмили) не по человечески. Тогда, в Париже, когда Андреа была особенно нужна королеве моды, она демонстративно повернулась и ушла, бросив телефон в воду (мобильник-то в чём провинился?). Героиня поступила, как маленькая девочка, решившая поиграть в свободу и независимость. Не случайно Миранда называет Андреа своим самым большим разочарованием и не хочет улыбаться при встрече с ней. Улыбается она после, уже сев в шикарную машину. Миранда видит, как легко, словно сбросив тяжкий груз, Андреа шагает по улице. Мудрая и опытная женщина, которая словно видит людей насквозь, прощает свою бывшую компаньонку, так внезапно бросившую её во Франции. Становится ясно, что высокомерие, жестокость и безапелляционность Миранды – всего лишь маска, без которой невозможно существовать в современном мире. (Это проявляется и в сцене, когда Миранда говорит Андреа о своём очередном разводе, – заплаканные глаза, абсолютная искренность в словах). Светлая, по-матерински нежная улыбка законодательницы мод, взгляд прекрасных лучистых глаз, выдаёт в Миранде человека умного, доброго, тонко чувствующего, много понимающего, однако умеющего искусно скрывать свои чувства и контролировать эмоции.
Увы, в поединке с жизнью, скорее всего, побеждает Андреа, а Миранда оказывается в проигрыше, хотя она вовсе не выглядит как побеждённая. Почему? Андреа молода, красива, свободна, она, работая с Мирандой, обрела опыт, благодаря чему получила хорошую работу, о которой мечтала, и сохранила отношения с друзьями и возлюбленным (возможно, он птица невысокого полёта, но всё-таки Андреа его ценит). Что же у великолепной Миранды? Разбитая семья, развод с очередным мужем, одинокие девочки-близнецы, на общение с которыми у Миранды не хватает времени (отсюда и, как проявление чувства вины, желание достать для них книгу о Гарри Потере, которая ещё не появилась в широкой печати, – явная попытка компенсировать своё отсутствие, невозможность быть со своими дочками). Миранда понимает, что у неё всеми силами пытаются отнять любимую работу, поэтому ей постоянно приходится быть на чеку (а с годами это будет делать всё сложнее и сложнее). Как ни грустно осознавать, эта шикарная женщина, которую боятся и которой восторгаются тысячи людей, через несколько лет (10-20?), возможно, останется у разбитого корыта…
«Дьявол носит “Prada”» лишь на первый взгляд может показаться примитивной картиной с тривиальным сюжетом. Второй план в этом фильме возникает, безусловно, благодаря виртуозной игре Мерил Стрип. Актриса снова и снова доказывает, что для неё нет ролей, в которых она не смотрелась бы естественно и органично. На фильм Дэвида Фрэнкела зрители идут для того, чтобы ещё и ещё раз посмотреть на великую Мерил и насладиться её очередным блестящим перевоплощением. На этот раз в дьявола? Но как же невероятно (чертовски!) привлекателен такой дьявол!
P.S. Отдельно скажем о том, как фильм «Дьявол носит “Prada”» озвучен. В целом озвучка не столь и дурна, но, безусловно, плохой идеей стало приглашение Эвелины Хромченко озвучивать Мерил Стрип. Не только потому, что Хромченко не владеет тем особым мастерством, который необходим для озвучки фильма. (Заметим в скобках, что, например, Наталью Варлей в «Кавказской пленнице» озвучивала Надежда Румянцева, а не сама актриса, бывшая тогда, прежде всего, циркачкой). Конечно, уже существует некая традиция приглашать известных людей для озвучивания фильмов или мультфильмов, но в нашем случае подобное решение не было удачным. Стрип как величайшая актриса современности виртуозно владеет собственным голосом! Мерил может передать с помощью интонации тончайшие оттенки настроения, сложнейшие нюансы характера: то в голосе звучит металл, то интонация приобретает обволакивающую мягкость, то кажется необыкновенно проникновенной, грустной, нежной. Увы, голосовые интонации Эвелины Хромченко оказались намного примитивнее, возникало ощущение, что всё звучит на одной ноте. Помимо этого, в русском варианте за кадром был слышен голос не умудрённой опытом сильной и властной женщины, перед которой все дрожат и бледнеют, а какой-то продавщицы в супермаркете… Если бы Мерил Стрип озвучивала одна из наших профессиональных актрис, но не с суперузнаваемым голосом как у Фрейндлих или Ахеджаковой (Алла Демидова, например), то фильм бы только выиграл.

(с)2006 Мерил. При использовании материалов страницы, ссылка на сайт обязательна.


на главную
меню
читать другие рецензии


 

Hosted by uCoz